КОРОБКА ПЕРЕДАЧ КАМАЗ
Коробка передач модели 14:1 -
вал ведущий; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3,
23 - прокладки регулировочные; 4 - шток рычага; 5 - кольцо
защитное; 6 - крышка опоры рычага; 7 - сухарь опоры рычага; 8
- кольцо уплотннтельное; 9 - опора штока; 10 - пружина; 11 -
опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен
заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 - блок шестерен заднего
хода; 15 - роликоподшипник: 16 - болт со штифтом; 17 - шайба
стопорная; 18 - крышка верхняя; 19, 32, 36 - прокладки
уплотнительные; 20 - крышка заднего подшипника ведомого вала;
21 - кольцо стопорное; 22 - шарикоподшипник задний ведомого
вала: 24 - червяк привода спидометра; 25, 39 - манжеты
уплотнптельные; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец
крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника
промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 -
роликоподшипник сферический: 33 - вал промежуточный; 34-
картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 - крышка переднего
подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления; 40 -
вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления;
42 - муфта выключения сцепления Коробка передач модели 14. Вид сзади: 1
- рычаг переключения передач; 2 - штифт
уплотнительный; 3 -винт установочный; 4 - рычаг вала вилки
выключения сцепления; 5 - крышка люка отбора мощности; 6
-прокладка уплотнительная; 7 - пробка с указателем уровня
масла; 8 - пробка сливная с магнитом; 9 - пробка сливная; 10 -
шестерня привода спидометра; 11 - втулка шестерни; 12 -
шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 - шестерня
ведомая привода датчика спидометра; 14 - валик привода
спидометра; 15 - манжета уплотнительная; 16 - фланец
датчика спидометра
Коробка передач десятиступенчатая
модели 15: 1 - коробка передач основная
пятиступенчатая; 2 - втулка распорная; 3 - прокладка
уплотнительная; 4 - делитель передач; 5 - подшипник передний
роликовый ведущего вала; 6 - вал ведущий; 7 - гайка кольцевая;
8 - шайба; 9 - муфта синхронизатора; 10 - прокладки
регулировочные; 11 -крышка заднего подшипника ведущего
вала
Делитель
передач: 1 - прокладки регулировочные; 2 - вал
ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 -шарикоподшипник; 5 -
крышка задняя подшипника ведущего вала; 6 - крышка люка;
7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего
вала; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 10 -
роликоподшипник задний; 11 - вал промежуточный
Делитель передач — механический,
редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен,
ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и
механизма переключения передач. Управление механизмом
переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических
прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между
задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшипника. На
переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками
разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев
среднего венца для создания «замка», предотвращающего
самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно
посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного
типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых
подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по
наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость,
откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов
основной коробки передач. Промежуточный вал 11 делителя с
напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается
на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм
переключения делителя передач закреплен на картере
делителя слева. Привод управления механизмом
переключения передач: 1 - кран управления делителем;
2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель
крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана
управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7
- рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9, 21 - винты
установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь
шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой
опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 - рычаг передней тяги;
17-тяга промежуточная; 18 - фланец стяжной регулировочный; 19
- болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24
- болт крепления регулировочного фланца
Опора рычага переключения
передач: 1 - кронштейн; 2 -опорная шайба; 3 - чехол;
4 -рычаг наконечника; 5 - уплотнитель люка; 6 - пружина;
7 - поли-уретановая втулка; 8 - установочный винт
Пневматическая схема системы управления делителем
передач: 1 -клапан включения делителя; 2 - упор
штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5
- механизм переключения передач; 6-воздухораспре-делитель; I -
из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в
делителе
Коробка передач модели 15— механическая,
трехходовая, десятиступенчатая с делителем, снабженным
синхронизаторами.
Управление коробкой передач механическое, дистанционное,
качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление
делителем —пневматическое с помощью переключателя на рычаге
переключения передач.
Общее число передач : 10 вперед и 2 назад:
Передаточные числа:
первая передача |
низшая |
7,82 |
высшая |
6,38* |
вторая передача |
низшая |
4,03 |
высшая |
3,29* |
третья передача |
низшая |
2,50 |
высшая |
2.04* |
четвертая передача |
низшая |
1,53 |
высшая |
1,25* |
пятая передача |
низшая |
1,0 |
высшая |
0,815 |
задний ход |
низшая |
7,38 |
высшая |
6,02* |
Регулирование дистанционного привода управления
механизмом переключения передач проводите при нейтральном
положении рычага переключения передач в следующем
порядке:
ослабьте
стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода) и, вывернув
болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два
оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2,
застопорив этим перемещение штока 7;-ослабив контргайку 1 (см.
рис.Установочный винт и контргайка), вверните установочный
винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения
передач; — вращая, переместите по резьбе регулировочный
фланец 4 (см. рис. Регулирование привода) до контакта по всей
поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните
стяжные болты 5;
Регулирование привода
— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его
котргайкой;
- выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт
и контргайка) на 31 мм и застопорите его контргайкой.
Зазор в
клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном
приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого
воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:
— снимите резиновый пылепредохранитель 1 (см.рис. Привод
сцепления). ;
— плавно нажмите педаль сцепления до упора; — щупом
проверьте зазор между крышкой 2 и огра- ничителем штока 3.
Установочный винт и конргайка
При давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов 687
кПа (7,0 кгс/см2) зазор должен быть 0,2 . 0,3 мм. При давлении
608 кПа (6,2 кгс/см3) допускается увеличение; зазора до 0,6
мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения
сцепления.
При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор 4
штока клапана. После установки требуемой величины закрепите
упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии
сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для
замера:
— снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя) смотрового
люка механизма переключения делителя передач;
— нажмите до упора педаль сцепления;
Привод сцепления
передвигая переключатель 1 (см. рис.) из верхнего положения
в нижнее или наоборот, замерьте. ход рычага по центру
отверстия. Нормальная величина хода—- 1б,5...19,0 мм.
Регулируйте ход рычага в следующем
порядке:
— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и
выверните установочные винты 2, 5;
— установите переключатель на рукоятке рычага переключения
передач в нижнее положение (Н);
— нажмите педаль сцепления до упора;
— вверните задний установочный винт 5 до контакта с
рычагом, после этого доверните его еще на '/.4 оборота и
застопорите контргайкой 4;
Механизм делителя
—установите переключатель в верхнее
положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните
передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний
винт.
Уровень масла в картере коробки передач проверяйте
указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. Проверка
уровня масла) маслозаливной горловины. Нормальный уровень
должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке
уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в
отверстие до упора в резьбу.
Проверка уровня масла
ЗАМЕНА МАСЛА
Сливайте масло из
картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув
три пробки ,1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4— без
делителя). Очистите магнитные пробки от грязи и после слива
отработавшего масла установите их на место.
Для промывки картеров коробки передач и делителя перед
заливкой свежего масла используйте 12 л моторного масла.
Прокрутите шестерни коробки двигателем на нейтральной передаче
в течение 10 мин, после этого слейте моторное масло и
заправьте коробку до уровня трансмиссионным маслом, пустите
двигатель на 3...5 мин и после этого долейте масло, если
уровень понизится.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И
СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность |
Возможная причина |
Способ устранения |
Затруднено включение передач в коробке
|
Неполное
выключение сцепления (сцепление «ведет») |
Отрегулируйте
привод сцепления |
Самовыключение
передач в делителе |
Нарушена
регулировка хода рычага делителя |
Отрегулируйте ход рычага
|
Не включаются
передачи коробки передач или происходит самовыключение
передач при движении автомобиля |
Нарушена регулировка дистанционного
привода или ослабло крепление рычагов тяг привода
|
Отрегулируйте привод или подтяните
крепления рычагов
|
Не включаются
передачи в делителе |
Нарушена
регулировка зазора в клапане включения делителя |
Отрегулируйте
зазор |
Смотреть также:
Перейти на главную страницу
|