Коленчатый вал (коленвал) КамАЗ — это узел определенной формы, механизм которого оснащен шейками для закрепления шатунов, с механизмом преобразования силы в крутящий момент.
Коленвал КамАЗ включает в себя следующие детали:
- Коренная шейка — опора вала. Она расположена в коренном подшипнике, который находится в картере двигателя.
- Шатунная шейка — опора для связки вала с шатунами (масляные каналы используются для смазки шатунных подшипников).
- Щёки — деталь связки коренных и шатунных шеек.
- Передняя выходная часть вала (носок) — элемент вала, на котором располагается зубчатое колесо, либо шкив отбора мощности привода ГРМ, а также всевозможных вспомогательных узлов, систем и агрегатов.
- Задняя выходная часть вала (хвостовик) — элемент вала, соединяющаяся с маховиком через шестерню отбора основной части мощности.
- Противовесы — позволяют разгрузить коренные подшипники от центробежных сил инерции первого порядка неуравновешенных масс кривошипа, а также нижней части шатуна.
Коленчатые валы КамАЗ изготавливаются из хромомарганцевой, хромоникельмолибденовой стали марок 45, 45Х, 45Г2, 50Г, 40ХНМА, 18ХНВА, а также высокопрочного чугуна специального назначения. Заготовки производят методом многоступенчатой ковки в штампах, затем они проходят термическую обработку (нормализацию), чистку, травление, либо дробеструйную обработку.
В случаях, когда заготовка производится путем литья, помимо прочих преимущество по сравнению с коваными изделиями, коленвал получает крайне высокий коэффициент использования металла.
Затем коленчатые валы проходят правку в горячем состоянии.